Правила Этикета:
«Не кричите слишком громко, тише можно говорить».
Цель: систематизировать знания о правилах поведения, об этикете.
Задачи:
1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей
2) расширять кругозор, обогащать словарный запас
3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения
Ход занятия
Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята, приготовились – руки подняли вверх. Все дружно скажем нашему солнышку:
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи,
Быть людьми хорошими – ты нас научи!
Давайте поиграем в игру и возьмем с собой улыбку, она такая ласковая, добрая и я с ней дружу и хочу, чтобы и вы с ней подружились тоже.
Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку, он в свою очередь передаст улыбку своему соседу и т. д.
II. Сообщение темы занятия
Учитель: Мы сегодня поговорим о вежливости. А тема нашего занятия звучит так: «Не кричите слишком громко, тише можно говорить». Что же такое вежливость? Какого человека называют вежливым? Вы ответите на все эти вопросы после прослушивания стихотворения А.Л. Барто «Медвежонок-невежа».
Работа с терминами
Учитель: Кого же можно назвать вежливым?
(Ответы детей.)
Учитель: Вежливый ребенок хорошо себя ведет, не балуется, говорит вежливые слова и не грубит, помогает другим.
Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Слово это произошло от старинного слова вежество , которое означало учтивость, ученость. Послушайте, откуда пришло это слово:
- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
- Ах, ты невежа – говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ
- Нет, я вежа, вежа, вежа!
Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.
Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.
IV. Работа в группах
Учитель: А теперь разделитесь на три группы. Я предлагаю вам игру «Так - не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения Агнии Барто. Прочтите их, обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи. (Ответы детей).
Учитель: Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Медвежонку надо пойти в школу, учиться вежливости).
Учитель: Ребята, почему Агния Барто написала:
Я знаю понаслышке, и люди говорят,
Что такие мишки есть среди ребят.
Учитель: Невоспитанные бывают не только медведи, но и ребята.
V. Игра «Доскажи словечко»
Учитель: Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова вы знаете. Для этого поиграем в игру «Доскажи словечко».
Задания для игры
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче….(здравствуй)
2. Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу …. (привет)
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте …. (любезны)
Будьте …. (добры)
5. Порвал воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
- Ну ….(извините!)
6. Если встретилась компания,
Не поспешно не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:
….. (-До свидания!)
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят:
…(- Благодарю!)
8. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:
…. (- Спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришел:
-…(Прости) меня, мама, я больше не буду!
VI. Работа в группах (продолжение)
Учитель: Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием Сейчас вы получите конверты с заданием. Ваша задача инсценировать ответ на поставленный вопрос, т.е. показать, как вы будете это делать.
Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей инсценировать ситуацию.
Ситуация 1
Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?
Ситуация 2
Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти в аптеку. Как ты ему объяснишь дорогу?
Ситуация 3
Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильно поступить.
* Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? (Здравствуйте, скажите, пожалуйста, который час).
** Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать? ( Бабушка, садитесь, пожалуйста).
***"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница и беседует с учителем из параллельного класса. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал".
- Какую ошибку допустил Костя? (нужно поздороваться, перебивать старших нельзя).
****Шёл Боря домой из школы. Видит - по улице слепой человек идёт и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой.
Учитель: Как бы вы поступили на его месте? (Помогли перейти улицу)
Физминутка:
- Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – низко, низко приседаем.
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
- Входящему в класс можно крикнуть “привет”.
- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.
- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
- Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.
- Не надо ябедничать.
- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Учитель: Молодцы! Спасибо!
Очень важно соблюдать правила поведения в столовой
Учитель: Как мы идём в столовую? Что перед этим делаем?
- Как садимся за столы?
- Как едим? Почему?
Давайте вспомним правила поведения в столовой.
- В столовой есть закон такой: “Руки мой перед едой!”
- Очень пища хороша – кушай пищу не спеша!
- Если будешь всё съедать – шанс учиться есть на “пять”!
- Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси её скорей-ка!
- Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!
Учитель: Часто дети забывают о правилах, хотя знают их. Подумайте, что можно сделать в нашем классе, чтобы ребята не забывали хорошо себя вести на уроках, на переменах, в столовой и не забывали волшебные слова.
(Ответы детей)
- А сейчас поиграем в игру «Можно-нельзя». Вы получите по 2 карточки с изображением солнышка и тучки. Если совершить хороший поступок - можно, « выглядывает солнышко», плохой - нельзя, « солнышко прячется за тучку
уступить место старшему в транспорте
нарисовать весёлую рожицу в книге лучшего друга
помочь пожилому человеку перейти улицу
помочь маленькой сестрёнке надуть воздушный шарик
выходя из школы, громко хлопнуть дверью
взять у мамы тяжёлую сумку
зевать, особенно громко во время занятия, праздника, спектакля
выбрать самый большой кусок торта с розочкой и попросить
положить его к себе на тарелку
поблагодарить воспитательницу, когда она помогла тебе одеться
закрывать рот и нос платком, когда чихаешь или кашляешь
бегом вбежать в автобус, торопясь занять место у окна, расталкивая
при этом пассажиров во время спектакля в театре жевать «Орбит» или есть печенье
Давайте вспомним любимые сказки. Какие сказочные герои творили добрые дела?
Викторина:
Учитель: какие сказочные герои творили добрые дела?
Учитель: Этот сказочный герой с прекрасной шарманкой ходил по городам. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр (Папа Карло)
Учитель: Этот сказочный герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Доктор Айболит)
Учитель: Эта сказочная Героиня оказалась сильнее Снежной королевы и спасла из ледяного плена своего друга Кая (Герда)
Учитель: Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем красивого замка (Кот в сапогах)
Учитель: Эта смелая девочка через страшный лес несла пирожки своей бабушке (Красная Шапочка)
Учитель: Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
Учитель: Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных например от Бабы- яги, Карабаса- Барабаса, Кащея-Бессмертного?
(Ответы детей)
Учитель: Да тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
Учитель: Ребята, в жизни мы совершаем разные поступки хорошие и не очень хорошие. Сейчас мы с вами разыграем сценки из своей жизни и подумаем, как же нужно поступать в этой ситуации.
И так сценка первая:
Один ест яблоко, а другой смотрит. Вкусно? Вот если бы у меня было яблоко,
то я бы тебя угостил.
Как жаль, что у тебя нет яблока.
Ребята, как вы думаете, правильно поступил мальчик с яблоком? Почему?
Как бы ты поступил на его месте?
Сценка вторая:
Играют дети с мячом.
Подходит третий и отнимает мяч.
Как поступил ребенок, который отобрал мяч? Как бы ты поступил на его месте?
Сценка третья:
Зима. Холодно.
Девочка потеряла рукавичку, у нее замерзли руки.
Подошел мальчик и протянул ей свои варежки.
Какой поступок совершил мальчик? Как бы ты поступил на его месте?
VII. Подведение итогов занятия
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните, о чем мы сегодня говорили. Какие советы давали Медвежонку?
Давайте вместе составим правила вежливого обращения.
- Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
Учитель: Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
- Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
- С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
Учитель: А теперь мы на занятии попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
На переменах не … (кричи).
Учитель: Почему громко кричать вредно для здоровья?
(Ответы детей)
Итог занятия:
Учитель: О чём мы сегодня говорили?
- Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?
(Ответы детей)
Вывод:
Учитель: Все эти правила нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
- Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?
VIII. Домашнее задание
Учитель: Дома расскажите родителям о нашей беседе. Нарисуйте Медвежонка и принесите на следующее занятие.
- У вас есть сердечки.( у каждого ребёнка на парте ) Нарисуйте на них то, что покажет ваше настроение к сегодняшнему занятию (весёлую рожицу, солнышко, улыбку, цветочек)
(Выходят, строятся, показывают, что получилось)
Учитель: Ребята, поднимите сердечки те, у кого сегодня хорошее настроение?
– Мы сегодня научились быть вежливыми, знаем как вести себя в различных ситуациях, и , я думаю, что мы можем подарить всем окружающим нас людям наши теплые добрые сердца, немного радости и счастья и сами станем от этого счастливее.